Нечего скрывать! ZmitroC про вторую Mazda, Deadline и командную работу
27.11.2020
Мы продолжаем проект “Нечего скрывать” — истории от владельцев бизнеса и лучших партнеров hoster.by. Эти истории мы находим в их рюкзаках и сумках: герои показывают их содержимое, а мы задаем откровенные вопросы о ведении бизнеса и жизни.
Герой второго интервью — основатель компании ZmitroC Дмитрий Раптунович. У него с собой ключи от офиса, антисептик, книга “Deadline” Тома Демарко и фитнес-браслет. О чем расскажут эти предметы?
Компания ZmitroC занимается разработкой сайтов, мобильных приложений под Android и iOS, SEO-продвижением. За 10 лет команда разработала более 30 порталов и сервисов, внедрила более 10 индивидуальных b2b-кабинетов и CRM, запустила более 150 интернет-магазинов в 10 странах мира.
ZmitroС — партнер hoster.by статуса PRO, с которым мы сотрудничаем более 7 лет. Ему доверяют 165+ наших клиентов.
В офисе у меня нет "коллег" — "только друзья"
Многие сотрудники работают со мной 6-8 лет. У нас горизонтальная структура управления, и я тоже занимаюсь разработкой, могу помочь с абсолютно любым вопросом, потому что уверен: для принятия верного решения необходим диалог.
Яркий пример - наш переезд в новый офис. Помню, мы долго выбирали место. В итоге каждый сотрудник построил маршрут до офиса и высчитал время, которое уйдет на дорогу. Так и выбрали то место, куда все доберутся не более чем за 30 минут.
Сколько сделал, столько получил
Начиная с марта-апреля, много тематик стало на паузу по продвижению — турфирмы, детские игровые центры, санатории и т.д. Только в сентябре началось оживление. Поэтому у нас немного сократилось количество новых клиентов. Но 60-70% наших работ — это долгосрочные проекты, и поэтому кризис не сильно нас затронул.
Небольшую просадку в клиентской работе мы использовали для оптимизации внутренних процессов: обновляем портфолио, подбиваем негорящие задачи. Затишье — это классный шанс навести порядок в своих делах.
У нас есть внутренние проекты — портал о жилой и коммерческой недвижимости GoHome.by, портал свадебных платьев NevestaM.by, сайт памяти героев ВОВ Герои.бел — вот и занимаемся ими.
В GoHome.by мы:
- Расширили точки входа по разделу краткосрочной аренды, и это дало дополнительный трафик
- Добавили вывод галерей в список объявлений (тем самым сократив показатели отказов)
- Занялись рефакторингом того, что писалось несколько лет назад.
На проекте Герои.бел:
- Внедрили возможность для посетителей самостоятельно добавлять и редактировать информацию по своим родственника
- Подключили базу из порядка 1 млн воевавших на территории Беларуси с возможностью поиска по ней.
Так что ребята из моей команды не простаивают, а приносят пользу обществу.
Заработок команды держится на объеме — сколько сделал, столько и получил; небольшой стабильный оклад, все остальное — процент от заказов. Внутренние проекты оплачиваются из прибыли компании, поэтому зарабатывать сотрудники меньше не стали. Мы пришли к этой системе лет 10 назад и она не устаревает.
Шесть попыток получить права и вторая Mazda
Ключи от машины — вторая по важности вещь в моей сумке. Права я получил 11 лет назад с огромным невезением, экзамен сдавал около 6 раз. Первый раз, я считаю, всех "завалили», затем были "запорожцы" — что-то ломается, что-то не доезжает. Одна вообще сломалась на перекрестке. Но случилось чудо — и на день своего рождения я наконец-таки получил права. И на протяжении вот уже 11 лет - ни одного ДТП!
Езжу я на Mazda. Это моя третья машина и вторая Mazda. Когда выбирал прошлую, то ориентировался на соотношение “цена-качество”. Отъездил почти 5 лет и несмотря на то что брал ее не в новом состоянии, особых хлопот она не доставила. Поэтому выбор третьего автомобиля был очевиден. Плюс ко всему, я морально не готов ездить на автомобиле стоимостью с квартиру =)
Посткоммунизм и “Deadline” Тома Демарко
Недавно перечитывал книгу “Deadline. Роман об управлении проектами”. Мне нравится ее идея: управление проектами – это всегда работа с людьми. Вынес для себя две истины:
1. Лучше потратить больше времени на планирование проекта, чем потом справляться с неполадками. Взять тот же GoHome.by. Когда мы его запускали в 2013 году, не было понимания тематики, представлений по монетизации, видения развития, не было проработано семантическое ядро, некоторые группы запросов плохо продвигались. Запускали, чтобы прощупать почву.
В дальнейшем пришлось расширять не только разделы, но и сами точки входа под отдельные группы запросов. со временем пришло понимание, насколько гибкие пакеты требуются агентствам, компаниям и собственникам. Пришлось потратить около 3 месяцев на написание этой логики. Не могу сказать, что это принесло явный вред, но точно замедлило развитие.
2. В команде нужен баланс: должны быть лентяи, прокрастинаторы. Не существует профессиональной команды “умных людей”. Каким бы хорошим разработчик ни был — есть фактор перегорания, усталости. К такому нужно относиться спокойно.
Отъявленных лентяев, к счастью, у нас нет. Но есть ребята, которые являются «душой компании» и им требуется время, чтобы быть в курсе всех новостей. Есть один очень любознательный разработчик, который владеет в совершенстве Google и может найти любого человека или ответ даже там, где он не требуется =). Есть прокрастинатор, толковый парень с красным дипломом, который все время самосовершенствуется, но очень многое оставляет «на потом».
Что мы улучшили после прочтения книги?
Мы начали уделять больше времени подготовительным этапам, например составлению техзадания:
- Внедрили упрощенные брифы для клиентов касательно дизайна сайтов (с вариантами выборов шрифтов, сетки для дизайна и другими моментами, буквально 6-8 пунктов)
- Стали прописывать в технических заданиях то, чего не будет на разрабатываемом продукте.
Например, клиент может сказать, что ему требуется фильтр для его интернет-магазина, но есть очень много вариантов его реализации: можно делать один фильтр для всех категорий (для узконаправленных) или разные, с перезагрузкой страницы, можно без перезагрузки… Также можно выводить автоматические подсказки, сколько будет найдено товаров, а можно не выводить.
Зачастую все хотят самый лучший вариант и недорого, это заложено внутри каждого из нас. Но надо клиенту объяснить отличие каждого из этих вариантов, чтобы он осознал, надо ли ему это или нет. Следовательно, в ТЗ у нас попадает фраза, что «фильтр должен иметь возможность такую-то», но также присутствует и фраза «работа фильтра без перезагрузки страницы не требуется».
Также очень часто дизайнеры хотят внедрить на проекты «фишки», которые где-то увидели, и не всегда задумываются, что какая-то нарисованная мелочь может занять несколько дней работы разработчика, которые не были заложены в стоимость. Поэтому сейчас мы прежде чем демонстрировать макеты клиенту, сверяемся более тщательно с техзаданием.
Все это уменьшает недопонимание при сдаче проекта, предотвращает незапланированные затраты с нашей стороны и дает возможность вложиться в сроки.
И главное — сейчас я не стараюсь ускорить работу в преддверии дедлайна, а делаю все размеренно и по плану.
Полезные приложения от Дмитрия Раптуновича:
Для бизнеса:
-
Worksection — удобная система управления проектами
-
Evernote может служить не только для хранения заметок, а также для связи с почтовыми программами и Google Docs, позволяет синхронизировать информацию между устройствами, устанавливать напоминания, вешать ярлыки и многое другое.
-
"Мой бизнес" от Google позволяет оперативно отвечать на отзывы, обновлять цены, графики работ в те моменты, когда компьютера нет под рукой. Любой негативный отзыв можно смягчить, если постараться дать ответ, как можно скорее и по существу.
-
Яндекс.Диск у меня полностью синхронизирован со всеми рабочими проектами, отчетами, документами и другой информацией.
Для личного пользования:
-
Duolingo — для изучения английского
-
SMART — логические задачки
-
Storytel — библиотека аудиоконтента; я уже прослушал Брэдбери, Карнеги, Чалдини.
Более $17 000 — столько заработали с нами 5 самых активных партнеров за год. Присоединяйтесь к hoster.by и развивайте свой бизнес и бизнес ваших клиентов с нами.