Как выжить в “черную пятницу”: памятка для интернет-магазинов

13.11.2019
Как выжить в “черную пятницу”: памятка для интернет-магазинов

Две вещи остаются неизменными в конце ноября: традиция проводить тотальные распродажи по случаю «черной пятницы» и перебои в работе интернет-магазинов, которые за рекламной и маркетинговой стороной вопроса забывают о технической.

Этот компактный чек-лист о том, что нужно учесть в канун сезона распродаж, чтобы перевыполнить план и не ударить лицом в «упавший» под напором посетителей сайт. Техническим экспертом по данному вопросу выступил облачный хостинг-провайдер hoster.by, чьи системные инженеры выстраивают и поддерживают IT-инфраструктуру крупнейших белорусских компаний.

1. Прикиньте рост посещаемости и продаж
Дни распродаж — это не просто увеличение трафика на сайт на столько-то процентов. Меняется поведение посетителей: если в обычные дни их львиная доля заходит в ваш магазин из любопытства и чтобы прицениться, то в «черную пятницу» люди настроены покупать. Мечта маркетолога — рост конверсии — может быстро разбиться о число запросов к базам данных и упасть вместе с сайтом.

Проанализируйте результаты прошлых распродаж, если они уже были:
— как вы привлекали пользователей на сайт;
— насколько активной была рекламная кампания;
— соотнесите посещаемость и продажи;
— что вы планируете делать в этом году;
— зафиксируйте результаты.

Если это первый опыт проведения масштабных распродаж, возможно, вам пригодятся цифры от 21vek.by, которыми поделился руководитель крупнейшего онлайн-гипермаркета Сергей Вайнилович. Так, «черная пятница» прошлого года увеличила количество посетителей на сайт в 2 раза, а количество заказов — в 3 раза. В пиковые моменты на сайте одновременно находилось без малого 8000 посетителей, которые генерировали 16000 запросов в минуту. Тогда сайт устоял за счет облачного кластера от hoster.by. 

nk_2.jpg
 Фото 21vek.by

Это, конечно, не совсем типичный для Беларуси пример, но он хорошо показывает важность подготовки технической части, без которой распродажи не принесут бизнесу ничего, кроме разочарования и финансовых и репутационных потерь. А что с более мелкими интернет-магазинами?

«Нагрузка внутри отдельных облачных серверов наших клиентов в дни распродаж выросла в 10 и более раз, — рассказали представители хостинг-провайдера hoster.by. — Большинство интернет-магазинов работало на пределе своих возможностей. К примеру, для одного из клиентов за день пришлось оперативно наращивать мощность процессора с 8 до 24 ядер CPU».

2. Попейте кофе со своим техническим специалистом
Когда у вас есть какие-то цифры и план активностей, самое время поговорить об этом со своим системным администратором. Спросите, на какую нагрузку сайт рассчитан сейчас, что нужно, чтобы он выдержал резкий скачок, нужна ли помощь в администрировании со стороны хостинг-провайдера.

Если сайт работает на облачном хостинге, то все просто: не нужно докупать дополнительные мощности. Достаточно, чтобы технический специалист наблюдал за нагрузкой и при необходимости добавлял ресурсы. После окончания распродажи можно вернуться на изначальную конфигурацию.

Если же у вас виртуальный хостинг, виртуальный или выделенный сервер, то самое время поговорить со своим сисадмином о масштабируемости.

3. Рассчитайте нагрузку и сделайте стресс-тест
Задача руководителя или маркетолога здесь — поставить задачу техническому отделу, дать вводные по планируемому росту нагрузки и запросить результаты нагрузочного тестирования.

Обязательно заложите резерв мощности, потому что реальное поведение пользователей не совсем предсказуемо. А возможные потери в случае сбоя многократно превышают расходы на аренду чуть более мощных серверов.

4. При необходимости доверьте сайт профессионалам на время акции
Если у вас нет развитого штата технических специалистов или им нужна подстраховка, передайте контроль за работоспособностью сайта специалистам своего хостинг-провайдера.

Услугу администрирования можно заказать на несколько часов. Системные инженеры заранее предложат способ размещения сайта на время акции исходя из ваших задач. А во время распродаж будут мониторить нагрузку и оперативно принимать меры, чтобы не допустить сбоев.

«Для нас «черные пятницы» — это всегда тревожное время, — комментирует генеральный директор hoster.by Сергей Повалишев. — Большинство клиентов готовятся к ним заранее, но все равно несколько раз в день мы фиксируем аномальные нагрузки. Когда это технически возможно, мы добавляем ресурсов, чтобы сайт не «захлебнулся» и связываемся с клиентом. Но мы не авиадиспетчеры и не можем мониторить каждый из более чем 100 000 сайтов. Важно, чтобы владельцы интернет-ресурсов заранее готовились к наплыву посетителей. А мы всегда готовы проконсультировать, помочь подготовить площадку и проследить, чтобы все прошло гладко».

Вы можете получить консультацию по подготовке к распродажам, а также заказать услугу администрирования у наших специалистов. Для этого напишите на support@hoster.by