Остались вопросы?
Мы с удовольствием вам поможем
Спасибо! Ваша заявка принята.
Ваша заявка принята. Наш менеджер скоро с вами свяжется
Заказать звонок
Спасибо! Ваша заявка принята.
Спасибо за обращение.
Мы обязательно свяжемся с вами

Время работы офиса
Пн-Пт: 8:00 — 18:00
Сб: 10:00 — 16:00
Вс: выходной
Забыли пароль?

Введите email, который вы использовали при регистрации на hoster.by

success icon

Указ №60. Практика применения

21.06.2010
Указ №60. Практика применения

Прошло уже больше месяца после того, как Совет Министров РБ принял ряд постановлений в развитие Указа Президента Республики Беларусь от 01 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (www.president.gov.by/data/press83054.doc) (далее - Указ № 60). За это время сложилась определенная практика применения данных нормативных актов, государственными органами даны пояснения отдельных спорных моментов. И хотя некоторые вопросы все еще остаются, хотелось бы кратко резюмировать результаты прошедшего месяца, а также тезисно представить ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, касающиеся широкого круга владельцев информационных ресурсов и пользователей.

 1. Оплата за государственную регистрацию информационных ресурсов отменена. Теперь эта процедура, так же как и регистрация интернет-магазинов в Торговом реестре производится на безвозмездной основе.

 2. Регистрация ящиков электронной почты отменена.

 3. Регистрацию информационных ресурсов производят поставщики интернет-услуг (хостинг-провайдеры). При этом от владельцев информационных ресурсов требуется представить своему хостеру информацию (http://hoster.by/user/), необходимую для регистрации, так как ранее при заключении договора хостинга, как правило, предоставления столь исчерпывающей информации не требовалось. Большинство крупных хостинг-провайдеров уже разместили на своих сайтах анкеты, позволяющие собрать необходимые сведения. Например, анкеты ООО «Хостер Бай» и ООО «Хостинг ТУТ» размещены ТУТ (http://hoster.by/user/).

Регистрации подлежат все информационные ресурсы, расположенные на территории Республики Беларусь. Это относится к ресурсам, принадлежащим и юридическим, и физическим лицам, и резидентам, и нерезидентам РБ и не зависит от того, реализовываются ли через сайт какие-либо товары, работы или услуги. Определяющим фактором является именно территория размещения.

Информационные ресурсы, находящиеся на доменных именах третьего и последующих уровней (субдоменах) в соответствии с разъяснениями, данными государственными органами на оnline-конференции БЕЛТА 08.06.10 г. подлежат отдельной регистрации в том случае, если принадлежат иному владельцу. Например, если владелец информационного ресурса, расположенного на домене второго уровня ххх.by передал (допустим, по лицензионному договору) права на использование информационного ресурса, расположенного на домене третьего уровня yyy.xxx.by другому лицу, то этот ресурс подлежит отдельной регистрации.

 4. Все информационные ресурсы, принадлежащие белорусским юрлицам, индивидуальным предпринимателям, а также постоянным представительствам нерезидентов, через которые реализуются товары, работы, услуги на территории РБ должны быть до 01.07.2010 г. перенесены на территорию Беларуси. По мнению должностных лиц, высказанному на оnline-конференции БЕЛТА, к таким ресурсам относятся не только сайты, через которые можно непосредственно что-либо заказать или приобрести, но и так называемые сайты-визитки, на которых просто размещается информация о предприятии.

В то же время говорится о том, что сайты, принадлежащие белорусским субъектам хозяйствования, через которые товары (работы, услуги) реализуются исключительно за рубежом, могут находиться на зарубежном хостинге. В случае, когда предприятие работает и с белорусскими, и с иностранными потребителями госорганы рекомендуют делать «зеркало» сайта. Кроме того, прозвучало мнение, что белорусам можно размещать «вспомогательные» сети, системы, ресурсы за границей. Хотелось бы, конечно, получить более определенные разъяснения, какие ресурсы можно считать основными, а какие - вспомогательными. Но, тем не менее, такое мнение было высказано, и это является предметом для продолжения консультаций.

 5. Хотелось бы обратить внимание, что требование об обязательном использовании доменных имен в зоне BY относится только к государственным органам и организациям. Иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, размещенных на территории РБ. При этом доменное имя информационного ресурса может быть в любой зоне. Указ Президента от 01.02.10 г. №60 (www.president.gov.by/data/press83054.doc) определяет национальный сегмент сети Интернет как совокупность информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, расположенных на территории Республики Беларусь и (или) использующих иерархические имена национального сегмента сети Интернет. Таким образом, к национальному сегменту относятся, в том числе, интернет-ресурсы с доменом в зоне BY, но расположенные не на территории РБ, а также интернет-ресурсы, имеющие доменные имена в других доменных пространствах, но расположенные на территории РБ. Получается, поскольку территория размещения информационного ресурса в пунктах 2 и 3 Указа №60 от 01.02.2010 г. отдельно оговаривается, белорусским юрлицам (кроме, как уже отмечалось, государственных органов и организаций) и индивидуальным предпринимателям можно использовать для реализации товаров, работ и услуг интернет-ресурсы с доменными именами в иных доменных зонах, но обязательно расположенные на территории РБ (вариант с доменным именем .by на зарубежном хостинге не соответствует требованиям Указа).

 6. Представители ОАЦ при Президенте РБ на оnline-конференции БЕЛТА однозначно заявили (http://it.tut.by/89565.html), что п.2 Указа № 60 не распространяется на нерезидентов. То есть зарубежные юридические лица и предприниматели, не имеющие постоянных представительств в РБ, вправе реализовывать на территории РБ товары, работы, услуги, используя информационные сети, системы и ресурсы, расположенные за рубежом.

 7. Интернет-магазины, как и другие информационные ресурсы, должны быть зарегистрированы в Государственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, поставщиками интернет-услуг. Кроме того, они должны быть зарегистрированы в Торговом реестре РБ. Регистрация в Торговом реестре производится уже самим владельцем интернет-магазина в исполкоме по месту регистрации. Порядок регистрации и формы заявлений размещены на сайте Министерства торговли Республики Беларусь.

 Итак, не за горами 01 июля 2010 г., когда вступит в силу большая часть положений Указа №60. Следует помнить, что с этой даты оказание услуг в пунктах коллективного пользования интернетом будет производиться с обязательной фиксацией персональных данных пользователя по документу, удостоверяющему личность, либо с использованием иных средств, позволяющих однозначно идентифицировать личность посетителя (именная клубная карта, карта доступа и тому подобное), а также с записью сведений об оказанных ему услугах.

Операторы электросвязи также будут фиксировать сведения об услугах, оказанных конкретному пользователю.

 Кроме того, в ближайшем будущем нас ждет появление документа, определяющего порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, содержащим запрещенную законодательством информацию. Напомню, что Указом № 60 (www.president.gov.by/data/press83054.doc) предусмотрено, что такое ограничение будет производиться в обязательном порядке только для государственных органов и организаций, а также организаций образования и культуры. Для всех остальных пользователей доступ будет ограничиваться по запросу.
 
Людмила Чекина, юрисконсульт TUT.BY | hoster.by